|
Дипломные работы
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Дипломная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи. Основной целью дипломной работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний студента по специальности, а также применение их при решении конкретных практических проблем. Основными требованиями к дипломной работе являются: глубина исследования и полнота освещения вопросов, логическая последовательность изложения материала, обоснованность выводов и рекомендаций. Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами и доводится до сведения студентов. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ. После выбора темы дипломной работы студент подает заявление на имя заведующего профилирующей кафедры с просьбой разрешить её написание. Закрепление темы, научного руководителя и консультанта оформляется по предложению кафедры распоряжением декана факультета. Студент совместно с научным руководителем составляет задание на выполнение дипломной работы, одной из задач которого является сбор данных для дипломной работы по материалам предприятия (организации), где студент проходит преддипломную практику. Текст дипломной работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями конкретного вуза и согласно соответствующему стандарту. Однако существуют и универсальные требования, свойственные академическому миру в целом. Структурными элементами дипломной работы являются: - Титульный лист (приложение 2).
- Задание на выполнение дипломной работы.
- Содержание (план).
- Введение.
5. Основная часть. - Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
- Графический материал.
Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определение её актуальности и значимости для науки и практики, определение предмета (объекта) исследования и основной цели работы, формулируются задачи для раскрытия темы дипломной работы. Основная часть. Как правило, основная часть дипломной работы В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, излагается собственная позиция студента. Практическая часть носит аналитический характер. В ней студентом дается глубокий анализ изучаемой проблемы на примере конкретного предприятия (организации). Здесь же разрабатываются конкретные предложения и рекомендации. Заключение. В заключении суммируются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Приложения. В приложении дается вспомогательный материал: таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другие документы. Графический материал. Графический материал — обязательная составная часть дипломной работы. Он должен в наглядной форме иллюстрировать основные положения дипломной работы. Графический материал выносится на защиту дипломной работы и выполняется на листах ватмана стандартного формата. Количество, состав и содержание его определяются руководителем дипломной работы (обычно 3-5 листов). Дипломная работа должна быть написана четким почерком, грамотно и правильно оформлена. Писать необходимо на одной стороне листа формата А4 (210x297 мм). Работа может быть отпечатана на пишущей машинке (компьютере) через полтора интервала. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое не менее 10, нижнее — не менее 20 и верхнее — не менее 15 мм. Схемы, рисунки, таблицы необходимо выполнять черными чернилами или тушью. Дипломная работа должна быть сброшюрована в твердой обложке. Страницы работы необходимо нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Главы, параграфы (кроме введения, заключения, списка использованных источников) нумеруются арабскими цифрами (например, глава 2, параграф 2.1, пункт 2.1.1). Главы должны иметь заголовки. Слово "Глава" не пишется. Заголовки глав, слова "Введение", "Заключение", "Содержание", "Список использованных источников" располагаются в середине строки без точки в конце и должны быть написаны (напечатаны) прописными буквами, не подчёркивая. Перенос слов в заголовках не допускается. Каждая глава. "Введение", "Заключение", "Содержание", "Список использованных источников" начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Дипломное задание не нумеруется и в общую нумерацию не включается. Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно внутри текста. Они должны иметь название, которое помещается под ними. Цифровой материал целесообразно помещать в виде таблиц, которые нужно нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует проставлять в левом верхнем углу нал заголовком таблицы после слова "Таблица". Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова "Таблица". Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте. Все приложения помещаются после списка использованных источников и отделяются от него отдельной страницей, на которой пишется прописными буквами слово "Приложения". Завершенная дипломная работа подписывается студентом и консультантом на титульном листе и передается научному руководителю, который дает подробный письменный отзыв о содержании работы, подписывает и передает работу на кафедру. Вопрос о допуске дипломной работы к защите решается на заседании кафедры. Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее (как правило, в организацию, где студент проходил преддипломную практику] и внутреннее (другие кафедры) рецензирование. Готовясь к защите работы, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензентов. В своем выступлении дипломник должен отразить: актуальность темы работы; теоретические положения, на которых базируется дипломная работа: результаты проведенного анализа изучаемой проблемы; конкретные предложения по совершенствованию деятельности в условиях конкретного предприятия. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и предложениях. Подбор литературы по теме дипломной работы и порядок оформления списка литературы см. в разделе IV. Поиск литературы по теме курсовой или дипломной работы. Оформление списка использованных источников. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК При написании курсовых и дипломных работ студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник. Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т. и.) следует также обратить внимание на точное указание источников цитат. Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы. В курсовых и дипломных работах, как правило, используются следующие ссылки (сноски): 1.В подстрочных примечаниях ссылки (сноски) оформляются внизу страницы, на которой расположен цитируемый материал. Для этого в конце цитаты ставится цифра, которая обозначает порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску (ссылку) от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, с обязательным указанием номера цитируемой страницы. Например: 1 Виноградов П. К. Очерки по теории права. М.: Юрист, 1955. — С 31. В подстрочных примечаниях можно также указывать источник фактических и статистических данных, приведенных в тексте. Нумерацию ссылок можно делать сплошной или для каждой страницы давать свою. - Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике являются органической частью основного текста. Они удобны тем, что не отрывают внимание от текста. Описание в подобных ссылках начинается с инициалов и фамилии автора, в кавычках указывается название книги пли статьи, выходные данные приводятся в скобках. Например (по тексту):
Профессор В. П. Щетинин, рассматривая образование как некоммерческую отрасль экономики, писал: «Проблема некоммерческого характера экономики системы образования и её учреждений относится к числу злободневных, но до конца не решенных проблем, которые сегодня имеют большое теоретическое и практическое значение» (В. П. Щетинин и др. «Экономика образования». - М., 1998 .— С. 81). - Затекстовые ссылки это указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помешенному в конце курсовой или дипломной работы.
ПОИСК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Написанию курсовой и дипломной работы предшествует глубокое изучение литературных источников по теме работы. Для этого необходимо, прежде всего, обратиться в библиотеку своего учебного заведения. Здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат библиотеки, главную часть которого составляют каталоги и картотеки. Каталог это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки. Если студенту точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии их авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом. Карточки с названием книг в алфавитном каталоге расставлены по первому слову библиографического описания книги: фамилия автора или название (заглавие) книги, если автор не указан. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых — по третьему и т. д. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименований учреждений. В этом каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг. Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, студенту необходимо обратиться к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются в системе отраслей знания. Все разделы связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс) обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли). Для удобства пользования систематическим каталогом к нему имеется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих разделов каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель является своего рода "'ключом" к систематическому каталогу, т. к. он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу. В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные. Следует отметить, что в каталогах студент может найти только названия книг, тогда как ему для написания и курсовой, и дипломной работы необходим также материал, напечатанный в журналах, газетах и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей (СКС), тематические и специальные картотеки. В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из газет и журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам в соответствии с систематическим каталогом. Оформление такой картотеки аналогично систематическому каталогу, она имеет общий алфавитно-предметный указатель с ним. Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека, Выбор тематики подобных картотек определяется задачами и профилем обучения в вузе. Как правило, в библиотеках вузов организуется также специальная картотека трудов «своих»ученых. Li такой картотеке собираются все работы ученого с момента начала его научной деятельности. Материал группируется в порядке алфавита фамилий ученых. Такая картотека может представить интерес для студента в процессе написания курсовой и дипломной работы. В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеках вузов карточные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и создаются электронные каталоги (ЭК) Они частично снимают неудобства в общении читателя с; поисковой системой библиотеки и сокращают время поиска литературы студентом. При написании курсовой или дипломной работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д. Энциклопедии, содержащие наиболее существенные сведения по всем отраслям знания, называются универсальными, а включающие научно-справочные материалы по одной какой-либо отрасли знания — отраслевыми. Структура энциклопедий может быть систематической, т. е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, н которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) расположены в энциклопедии в алфавитном порядке. Словарь собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания. Справочниками называют книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материал в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и т. д. К справочной литературе относятся и статистические сборники, которые содержат различного рода цифровые показатели о состоянии экономики, ее отраслей, техники, науки, культуры за определенный период. В особом внимании нуждается оформление списка использованных источников, который является составной частью курсовой или дипломной работы. Этот список помещается в конце работы, после "Заключения". Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТом 7.1 84. Библиографическое описание документа. В целом описание всех типов документов унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов используются дополнительные правила. Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, в описание должно входить: фамилия и инициалы автора: полное название книги; после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия — название издательства (без кавычек), которое сё выпустило; после запятой — год издания; после точки и тире — количество страниц. Если книга издана без указания авторов или имеет четырех и более авторов, то она описывается под заглавием книги. При этом описание содержит следующие сведения: заглавие; после косой черты указываются три первых автора и слово и др.; после тире - название города; после двоеточия - название издательства; после запятой - год издания; после точки и тире количество страниц. Для некоторых городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения в описании: СПб (Санкт-Петербург), М. (Москва), Л. (Ленинград), К. (Киев). При использовании статьи (главы, раздела) из книги, сборника или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора; название статьи (главы, раздела); после двух косых линий - название издания (без кавычек), где; она помещена; после тире - год издания; после тире - номер; после тире - страницы ("С." с большой буквы), на которых помещена данная статья. Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официальных документов (законов, указов, положений, постановлений и др.). После названия официального материала ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата принятия и его номер. Обычно такие материалы оперативно печатаются в газетах, поэтому далее надо указать, где опубликован этот материал, т. е. после двух косых линий указывается название газеты, год, номер, число и страницы, где напечатан этот документ. Примеры библиографического описания документов приведены в Приложении 3. К группировке материала в списке использованных источников надо отнестись с большим вниманием, т. к. именно она отражает глубину изученности темы, документирует все библиографические ссылки в тексте курсовой или дипломной работы. Возможны различные способы группировки материалов, включенных в список использованных источников: алфавитная; в порядке упоминания литературы в тексте; по главам работы; систематическая; хронологическая; по видам источников и др. При написании курсовых и дипломных работ наиболее приемлемыми являются алфавитная и систематическая группировки. При алфавитном способе группировки использованных источников они располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). По такому списку легко установить, все работы того или иного автора учтены в нем. Алфавитный способ группировки литературы используется, когда список невелик по объему. При систематическом расположении материала описания книг и статей группируются по отдельным важным проблемам, вопросам, темам в их логическом соподчинении. Вначале указывается литература общего характера, охватывающая широкий круг вопросов, а затем следует материал по отдельным проблемам. Независимо от избранного способа группировки литературных источников, в начале списка приводятся законодательные и нормативные документы. Эти документы должны располагаться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов — в хронологическом порядке. ЛИТЕРАТУРА - ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.- М.: Госстандарт, 1984.
- Библиографические ссылки, библиографическое описание в прикнижных и пристатейных библиографических списках: Приложение ГОСТ 7.1-84.
- Научные работы. Методика подготовки и оформления/Сост. П. И. Кузнецов.- Минск: Амалфея, 1998.
- Брауде П. Р. и др. Основы библиотечно-библиографических знании.— М.: Высшая школа, 1987.
Приложение 3 Примеры библиографического описания документов
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.- М.: Юрист, 1997. - 31 с. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.- М.: Интел-Синтез, 1997.- 32 с. О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. № 1278 // Российская газета.- 1997.- 16 декабря.- С. 3-5. О Государственной комиссии по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей: Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 29.- Ст. 3529. * * * Лоус Р. А. Исследование оборудования с пневмовакуумным приводом для захвата, перемещения пористых строительных изделий: Дисс. канд. техн. наук 05.05.04.- М., 1995.- 212 с. Проведение испытаний и исследований теплотехнических свойств камер КХС-2-12-ВЗ и КХС-2-12-ВЗЮ: Отчет о НИР / Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности; Руководитель В. М. Шавра.- ОНО 102ТЗ № ГР 805713. Инв. № Б 119696.— М., 1991. Вахницкая Т. А., Ковалев Н. Р. Управление минеральным обеспечением ремонтов / РАН. Институт экономических исследований.- М., 1998.- 78 с- Деп. в ИНИОН РАН 15.09.96. № 15754. * * * ГОСТ 12.1.003-76. Шум. Общие требования безопасности.- Взамен ГОСТ 12.1.003 68; Введ. 0l.0l.77.- М.: Изд-во стандартов, 1982.- 9 с. Прейскурант № 19-08. Оптовые цены на редукторы и муфты соединительные (Утв. Госкомцен СССР 12.08.80. Введ. в действие 01.01.82) - М.: Прейскурантиздат. 1985. - 60 с.
|
|